- Хейден (Hayden), Роберт [Эрл]
- (4.VIII.1913, Детройт, Мичиган - 25.11.1980, Анн-Арбор, там же)поэт.Окончил Уэйнский и Мичиганский университеты. Первый поэтический сборник Хейдена - «Отпечаток сердца в пыли» (Heart Shape in the Dust) - вышел в 1940 г. Среди его стихотворных книг следует назвать «Лев и Стрелец» (The Lion and the Archer, 1949, совместно с М. О'Хиггинсом), «Образ Времени» (Figure of Time, 1955), «Баллада воспоминаний» (A Ballad of Remembrance, 1962), «Слова во время траура» (Words in the Mourning Time, 1970), «Американский дневник» (American Journal, 1978) и др. Лучшие произведения составили сборники: «Избранные стихи» (Selected Poems, 1966) и «Угол восхождения» (Angle of Ascent, New and Selected Poems, 1975). За поэму «Баллада воспоминаний» был удостоен Большого приза на Первом всемирном фестивале негритянского искусства в Дакаре (1966). Под его редакцией вышла антология негритянской поэзии США «Калейдоскоп» (Kaleidoscope! Poems by American Negro Poets, 1967). В 1976–1978 гг. - поэт-консультант Библиотеки конгресса США.Творчество Хейдена развивалось в русле традиционной англоязычной поэзии: в отличие от многих своих черных собратьев по перу (например, Л. Хъюза, не говоря уже о поэтах следующего поколения) Хейден сравнительно редко обращался к фольклорным сюжетам и жанрам. Основная тема его лирики - история американских негров. По его словам, интерес к поэтическому творчеству возник у него после прочтения исторической поэмы С. В. Бене «Тело Джона Брауна». Хейден тоже решил обратиться к эпохе Гражданской войны, чтобы «воссоздать события тех лет с точки зрения негра». Стихи 40-х гг. посвящены героической борьбе негритянского народа за свободу. Многие стихотворения представляют собой поэтические портреты борцов за отмену рабства - Г. Табмен, Н. Тернера, Ф. Дугласа. Тогда же поэт работал над пьесой, посвященной Г. Табмен, «Сойди, Моисей», которую не закончил. В ряде его вещей ощущается влияние бихевиоризма.В поздней лирике Хейден разрабатывал проблему исторической преемственности в борьбе американских негров за свободу и равноправие. Через весь сборник «Слова во время траура» проходят две постоянно пересекающиеся линии: прошлое и настоящее афро-американцев. В центре внимания поэта - трагическая судьба видного деятеля освободительного движения негров Малькольма Икса, который «отрекся от своего имени, стал воплощенным гневом своего народа, наставил его на путь мщения за свое прошлое» и погиб от руки националиста.Хейдена не затронули экстремистски-националистические настроения, которыми в 1960-1970-е гг. было отмечено творчество некоторых, особенно молодых, негритянских писателей. Он всегда отвергал идеи расового превосходства и продолжал верить в «гуманный мир, где… человек не „грязный ниггер“ и не „белая сволочь“, но человек, имеющий право быть - человеком».О. Алякринский
Писатели США. Краткие творческие биографии. - М., Радуга.. Бычков М.Н.. 1990.